Зарегистрирован: Jun 04, 2005 Сообщения: 11108 Откуда: Губаха
Добавлено: Ср Мар 11, 2009 10:04 Заголовок сообщения: Каракол (Киргизия) - фрирайд - февраль 2009
Отчет Тараса Черных о фрирайде в Караколе (Киргизия).
Первые мысли и впечатления:
1. Почему я раньше-то здесь не был?...
2. Супер, супер, супер!...
3. Может, это сон, чёрт побери?...
4. Супер, супер, суууу-перр!!!...
5. Ну почему я здесь раньше не был?!...
Это всё вполне серьёзно, так как реалии превзошли все мыслимые ожидания.
О поездке:
Доехали нормально - встречали, помогали, народ здесь радушный вполне, наших хватает, цены низкие. До Каракола доехали всего за 250 сом (чтоб получить наши, вычитай 15%) - 450 км. Устроились в трёшке - по 300 сом за сутки. Вчетвером. Впоне прилично. Такси до горы всякое - машин полно, от 300 до 800 сом за тачку туда-обратно (дели на каждого). Но это всё ботва! Главное - снег!
Тут его полно, несмотря на меньшее его количество по местным меркам. Не буду описывать сами трассы Каракола и его возможности вне трасс, расскажу о том, к чему мы и стремились - о настоящем бэккантри. Эта зона простирается в виде длинного (не скажу сколько км, не прикидывал) гребня в высотах 3000-3500 м, образующего 2 огромных цирка со скалистым гребнем и несколько меньших цирков с большими покатыми рёбрами, дающими возможности массы маршрутов как по их гребням, так и по боковым сбросам. Это всё большое, масштабное!
Спуски по 800-1500 м, с углами 30-45 градусов. Везде подавляющая активность! Чайникам там делать, конечно, нечего, так как медленно, траверсами там не поездишь - закопаешься, так много снега на крутых участках. Способ только один - настоящий - разгон до полного всплытия и без остановки до финиша. Дуги по 30-50 метров, почти полёт. Песня! Один раз я упал посреди склона, когда пытался остановиться, передохнуть - выкапывался потом до изнеможения (высота ограничивает физические возможности существенно!...), даже до отчаяния... еле выехал...
Катали самые аццкие маршруты, какие здесь есть - местные стали относиться с уважением. Страшно было почти всегда - особенно в начале, на старте - когда не видно спуска, а что-то вроде пропасти перед тобой. Лавин боялись тоже - их тут много, хоть и небольшие. после очередного снегопада насчитали штук 10, а от одной внушительной, мне пришлось сваливать по дну ущелья, чем изрядно взволновал партнёра, наблюдавшего сверху. Спасснаряга у нас вся (И ЭТО ЗДЕСЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДЛЯ ВСЕХ, КТО ХОЧЕТ НАСТОЯЩЕГО ФРИРАЙДА!) - датчики, щупы, лопаты, рации...
Рассчитывать можно только на себя и товарищей, поэтому категорически нельзя кататься одному! Спуски только по одному и с наблюдением. Вот пример: в первый день мы катнули большой восточный цирк. Выходя из него надо было траверсировать, чтобы попасть на плато, по которому идёт выход вниз к канатным дорогам. Я всегда иду первым, и когда начал забирать влево на малой скорости, из под лыж оторвалась доска 30 на 50 метров, впереди и выше меня, не затянув меня в плавню.
Я это дело отфотал, спустился по лавинному следу и попытался снова пройти по склону влево. Не тут-то было! Склон лопнул весь, сколько хватало глаз, с таким угрожающим глухим звуком... Но не пошёл, а прилёг, поджидая, когда я на него залезу. Пришлось сориентировать по рации всю группу и уходить вертикально вниз, что стоило нам потом трех часов выхода из долины. Но если бы не было дисциплины и средств связи, в ловушку могла угодить вся группа, и чёрт знает, чем бы это могло закончиться. Однако, я не запугиваю народ, а лишь утверждаю, что при разумном подходе и дисциплине безопасность можно контролировать. Что мы и соблюдали.
В первый день замутили 5 спусков. Умотались в корягу, на следующий день отдыхали.
Один день ездили на перевал 3 800 м. Заброска и подбор машиной. Условия совершенно дикие, от высот и пропастей голова кругом.
Но бэккантри просто опьяняющее! В наборе: доступный с дороги кулуар с углами 45-50 в верхней части, мега-цирк с углами до 50 в средней части (старт с 4 200 м, подход восхождением, с элементами скалолазания 1,5 часа) и лайтовая долина. Одно только восхождение чего стоило! Когда обходишь скальный выступ, ботинки скользят, лыжи на рюкзаке за всё цепляются, а за спиной внизу почти отвес с выступающими камнями, то... не поддаётся описанию... Потом рубишь в насте крохотную площадку, чтоб одеть лыжи... Короче, пипец... Теперь хочется этого снова и снова. Потому, что мы смогли, прошли это и достойно спустились...
Физическая подготовка нужна высокая. Тот тур, который мы тут пршли, по плечу опытным и сильным райдерам. Силы отнимают и высота и спуски. А одно падение, закопка в этой толще вязкого снега может просто окончить ваш день. Без соответствующей снаряги тут тоже делать нечего. Я не пожалел о специально приготовленных к этой поездке фрирайдовых Нордиках 193 см со средней геометрией (талия 110 мм). Жёсткие, длинные, они идут здесь поверху на аццких скоростях, как по рельсам. Не берите сюда фановые лыжи! Здесь на них со скоростью не справиться, а на малых скоростях снег покажется вам тяжёлым. Лыжи для бэккантри, твинтип, можно использовать только больших ростовок - не менее 190 см.
Катали эти трассы только мы - больше никого, так что целины немерено, хватит на месяц вперёд. Народ поднимается за нами, но отказываются от спусков. Был случай - человека пришлось снимать со склона, где он затрял из-за страха и неопытности... Вот такие дела.
Катать полный снег, как мы, достаточно дорого. День с 5-ю спусками стоил около 4 000 руб. Но это копейки за такое чудо, поверьте! Бюджетный народ ходит пешком, но это крайне тяжело и мало. А наша каталка сопоставима с хели-ски, но рентабельнее, если прикинуть качество спусков, фактор самостоятельности и стоимости.
Катал я много где: Кавказ не раз, Чимган не раз, Приполярье пару раз, куда хели-ски экспедиции организовывал, Поляну хели-ски и так... Франция, Ля Грав несколько дней, катаю целину давно и везде, где она есть - даже в Ашу мотались на скалы, где найдутся - не полный ещё список. Даже на Чемпионат Европы по фрирайду заносило на Чегет. Стараюсь "рвать", насколько это возможно. Но есть деньги, работа, семья. За целиной не угонишься.
Насчет Альп!... Не видел, не слышал о местах таких там... Больно много народа, дорого... В 2Alpes был неоднократно (чего лучше, чего выше, Ля Грав там же посещали...), в Трёх долинах тоже, однако, счастливы с целиной не были - только снег выпадет, народ за полдня расхлёстывает всё до крошки. А на снегоходах там вот так за пару копеек никто никуда не возит. Пешком ходили, пот проливали - тоже мало хорошего. А тут и зона огромная, народу НИ-КА-ВО, снегообновление частое - ешь, сколько хочешь!...
Нынче во Францию из-за цен и не поехали - на одного на 2 недели выходило (всё-про-всё) приблизительно по 110 000 рублей. Ну куда это годится! А ехать в невысокие какие-то Итальянские или Австрийские курорты - без мазы. Только, разве что, ради отчёта: вот, дескать в Европе побывал. Жесткие катальщики, охотники за целиной меня поймут.
По сравнению с Европой комфорта маловато, разумеется, там в Караколе, но в данном случае это и не главное...
Каракол - зона оптимальная - дешевле вертолёта и доступно. Километраж хороший, доставка снегоходом в любую точку и выкат по долине "на раз" (тропить приходится только один раз...) Всё удобно. На перевале мы тоже были - и с 4200 катали. И иностранцы матёрые там были и пищали... А лавинно - это плохо, этому не радуются, это детская бахвальба. Кто реально знает контакт с этой средой, поймёт. В Караколе ситуация средняя, там хоть можно обойтись силами группы, если всё есть. Но в верхнем цирке смертельно - в крайний наш день - когда катали перед отъездом (кстати, следы задуло и всё было чистенько), там сошла вообще значительная часть склона и сход прошёл с грохотом и движением воздушной волны. Но мы были внизу в соседнем кулуаре. Так что и там наестся можно. Я познакомился с тамошними альп-гидами стариками, с ними эту тему подробно проясняли по каждому склону. Устраивать показательные экстремальные гонки в группе - жёсткий эгоизм, и народ поубивать можно. Я просто говорю, что там всё есть. На другие перевалы мы просто съездить не успели, хотя люди были готовы.
Коротко и ясно:
1. Низкобюджетным гражданам-фрирайдерам можно не беспокоиться: целина требует затрат. То, что написано ниже, наверное, всё-таки не фрирайд... Расчет на 50 000 рублей.
2. Дорога хороша только самолётом - около 15 000 рублей. 4-5 часов полёта, и вы в Бишкеке. Провоз багажа можно уладить, звоните - порешаем.
3. От Бишкека до Каракола (типа, Пржевальск) лучше сразу заказать такси - всего 2300 сом (из которых 300 сторговывается, так как вы берёте ту же машину обратно - это деньги от Бишкека до аэропорта). На наши бобы - это минус 15%. 2000 рублей за 450 км - гавно вопрос...
4. Размещение в Караколе от 300 до 900 за человека в сутки. Мы жили в нормальной вполне трешке со всеми делами. Вода всякая была постоянно, свет тоже (там отключают местами на часок-другой). Вполне уютно и тепло. ТВ казал сносно ОРТ и НТВ. Если не лень, возьмите с собой переносной ДиВиДи с запасом порнухи и комиксов - будет не скучно... За 700-900 с носа живут ротозеи - тоже самое...
5. Такси по городу в один конец стоит 50 сом. На гору за 600 сом можно уехать составом в 3-4 человека. Большие тачки типа Делики стоят 800, но едет до 7 человек.
6. Жратва недорогая. Даже не парьтесь...
7. Чтоб качественно катать целину, без денег ехать без мазы - пешком или в пределах канатки мало чего обломицца. Только стрёмные, вдоль и поперёк искатанные остатки. Тока жопу парить!... Фишка одна - снегоходные заброски. Далеко! Километра за 2 - пёхом дойти раз можно. С машиной можно 4-6 раз катануть. Снаряга нужна жесткая: лавинный спас весь, иначе будете катацца в лайтовых зонах или... сдохнете в лавине... Нынче снега было не много, а лавин - достаточно. Смотрите фото. Спуски не положе 20 градусов, есть и круче 45. Снаряды нужны также соответствующие - лыжи и борды для фрирайда. Фановый кал сгодится только для таких мест, как Шерик... На прочем не покатиццо - только время убьёте. Видали мы там таких...
8. Одна заброска на снегоходе (от 1 до 4 человек) стоит 1500 сом. Нае...ть не сканает - контроль аццкий... День каталки на комплексе (его покупать придётся каждый раз) стоит 700 сом. Вот и считайте. Снега море, вариантов трасс - ещё больше! 800-1500 метров. Перепады по прикидкам - до 800 м. Длины в среднем - 1 км. По фото трудно прикинуть - дуги очень длинные, по их пропорциям на первый взгляд кажется не то, что есть. Один спуск - уже умотаться. Если вы, конечно, не будете ползать до низа траверсами, а будете херачить во весь опор... Есть кулуары, есть скала для забойнейших эйров... Есть масса лотков, чтоб сгинуть в лавинах. Выбирай на вкус!
9. Разок надо поехать на перевал Чона-Ашуу (3800 метров). Недорого: Делика стоит с гидом 6000 сом на весь день. Ехать 1,5 ч. Катать можно что хошь: хоть лайтовую долину на много км, хоть всякие кулуары аццкие. Немного пройти - вот тебе гребни, как на аляске, круче 45 градусов... Где сдохнуть, вариантов полно. А можно покататься в удовольствие без особого риска. Выбирай!
10. Я там знаю теперь каждую щель. Откуда и сколько сходит - тоже знаем. На следующий сезон в период "середина января - середина февраля" будем мутить групповые тусовки в Караколе. Бюджетный народ прошу копить бобы или не беспокоиться...
То, что больше всего понравилось:
1. Везде круто, не меньше 30 градусов. Катался я на вертолёте в Поляне, например, там количество крутяков за спуск не было больше, а то и меньше выходило, всё долины, да днищща цирков. А здесь рубилово сверху до низу!
2. Большой выбор маршрутов. Мы половины даже не коснулись.
3. Обновление снега - то снегопад, то задувает, всегда свежо. Фоторафии показаны всех периодов - всегда гладко.
4. За день лыжник способен катнуть раз 8! Это в упор, если начинать с самого утра. По долине и лесу выкат усилий не стоит, особенно для подготовленного, потом на канатке вверх и на снегоход. Но реально, чтобы не уставать и катать каждый день - не больше 5-6 за день. Хватает, поверьте!
5. Есть экстремальные маршруты, впечатлений от которых хватает на весь день. Есть спокойные - просто ломиться по рельефу, ни о чём не думая...
6. В итоге, по соотношению "цена-качество" в сравнении с хели-ски данный вариант бэккантри выигрывает. Добавьте поездку на Чона-Ашуу, где можно огрести по полной программе...
Всем ноне отъезжающим и на будущее: Про лавины в Караколе. Весна в Тянь-Шане крайне опасна лавинами! Особенно, когда идут поздние снегопады! В период нашего отъезда из Каракола на хели-ски в лавине погиб замечательный парень, райдер из Домбая...
Не катайтесь в одиночку!
Не катайтесь без хоть какого-нибудь лавинного снаряжения. Лопата должна быть обязательно.
Не катайтесь на склонах, переживжих ветровую нагрузку после снегопада (гарантия схода лавины).
Не катайтесь на подсолнечных склонах!
Катайтесь по рёбрам, не заходите в лотки и ущелья в верхней и средней части цирков!
Мне звонили из Каракола позавчера: снег сходит даже в районе Панорамы. Будьте осторожны, не попадайтесь на эйфории - снег коварен.
Для фатальных последствий достаточно небольшого схода с толщиной залегания 1 метр!
Крайне опасна часть западного цирка, что видно по фотографиям, где наблюдается 4(!) схода лавинных досок, каждая из которых была быстрая и смертельная по объёму. Ппследняя даже громыхнула прилично, пустив ударную волну... Восточный цирк (на ту сторону) ещё хлеще! Траверсы в сторону долин выхода просто противопоказаны - почти 100% на подрез лавины, причём может сойти большая часть склона. Большинство досок подрезаются снизу, так что не думайте, что траверс по нижней части склона совсем безопасен! Это опыт не только мой, но и сведения спасслужбы.
Помните, чем впечатляющее красота, тем опаснее!
Удачи вам!
PS: Симпотных и экстремальных мест много. Жизнь одна - не хватает времени на все места. Да и сберечь её надо. А оды я любым горам петь буду - люблю их, посвятил им почти всю жизнь.
Добавлено: Чт Мар 12, 2009 18:08 Заголовок сообщения:
С противолавинными службами в Караколе все плохо. Это факт. Были мы там 18 февраля, забросились на буране. Чувак ничего толком не объяснил. А в таких местах мы были первый раз. И хрен знает куда ехать и что делать. В итоге поехали не по следам, а свернули ( думали охеренно будет) сразу направо от точки заброса. Едем кайфуем. Остановились. Над нами такой глухой звук и трещина. ААААААА!!!! Че делать? Вниз ехать-страшно, далеко, а вдруг забуришься и все, ищите весной. Поехали под ближайший камень, отдышались. Лавина не сошла. Хотя вполне могла и снега там было больше палки... Опыта нет, никого вокруг. Вокруг одни ( как они их называют) лавинки вчерашние посходили. Натерпелись до жути. В итоге, решили ехать тупо вниз, будь что будет. Съехали, отдышались. Решили, что наши лыжи и умения здесь не работают. А в целом все понравилось. Мы не такие фрирайдеры, как ты, но получили свою порцию кайфа от леса и от гор в целом. Каракол, на мой взгляд, лучшее место для катания. В следующем году снова поедем.
были в караколе в январе. ясен пень при наличии снега везде кайф. у нас снега было немного. сходили везде где можно было сходить, закидывались снегоходами, но вот такого писка как у автора не получилось. склонов не ахти сколько, никаких спасательных служб нет, медпункта на базе нет
Зарегистрирован: Mar 19, 2009 Сообщения: 139 Откуда: Пермь
Добавлено: Чт Мар 11, 2010 23:38 Заголовок сообщения:
Кто в курсе? От Алма-Аты эти 380 км. до Каракола на сколько реальная дорога если на машине?
Может ездил кто? Что там на границе с Киргизией и прочее?
Мысль возникла сначала на Чимбулаке катнуть, а от туда уже в Каракол на машине уехать (возможность взять тачку в Алма-Ате имеется).
Да, как там с лавинами в марте обстановка бывает? А то я чота напугался рассказов, дело то в феврале было.
Добавлено: Вт Мар 16, 2010 15:33 Заголовок сообщения:
Andrey-Barmaley писал(а):
Кто в курсе? От Алма-Аты эти 380 км. до Каракола на сколько реальная дорога если на машине?
Может ездил кто? Что там на границе с Киргизией и прочее?
Мысль возникла сначала на Чимбулаке катнуть, а от туда уже в Каракол на машине уехать (возможность взять тачку в Алма-Ате имеется).
Да, как там с лавинами в марте обстановка бывает? А то я чота напугался рассказов, дело то в феврале было.
все зависит от погоды...там перевалы, надо спрашивать у местных. Если не хочешь рисковать то лучше ехать через Бишкек.
А вообще на Караколе гораздо круче чем на Чимбулаке и дешевле раза в два!
В марте лавин много и это реально страшно это не Губаха
Вот блин жизнь! С 1-го до30-ти лет прожил в в Киргизии. Пробовал там один зезон встать на лыжи. Потом перестройка,перестрелка, перезд в Краснодарский край.
Сейчас встал на лыжи, от катал три сезона , Домбай,Эль,Чегет,был раз на КП.
Катал в основном по трассе , взял на этот сезон лыжи для вне трассового катания Нордику -zero? ,талия 104,носок и пятка 130. Ещё не знаю что за лыжи, но посмотрим,покатаем.. едим с 12 декабря на Эль открывать сезон
Завидую белой завистью Тарасу Черных!!! Мне те места знакомы с детства.
Гадом буду,но на следующий сезон организуюсь в Киргизию, нас там ждёт беш-бармак у старых друзей, и эти великолепные горы!!!!!!
Здравствуйте всем!!!!
Спасибо большое за впечатления о поездке, о горах и о снеге. Так приятно читать впечатления матерых лыжников и вашу высокую оценку наших склонов!
Я сама из Киргизии :) и в Каракол ездием периодически - правда не так эустремально , все больше по укатанным трассам базы катаем. Но эта база САМАЯ ЛУЧШАЯ во всей центральной азии
я сам из Каракола, если есть реальные вопросы или нужна помощь обращайтесь в лс. Каракольская горнолыжная база, действительно самая крутая в СР Азии. Приезжайте.
Все нормально счас База работет, Каприз открывается - вот 19 ноября праздник будет. Сезон 2010-2011 в Караколе уже открыт , еще 1 ноября
Снега много, все как зимой - ну кроме температуры. У нас в КИргизии какой то аномально=теплый ноябрь. Каждый день +18-22, яркое солнце и намека на облачка нет совсем...
Мы все в ожидании